«Во время завоевания Мексики Кортес и его спутники, осматривая один из больших ацтекских храмов, «очутились перед большим камнем из яшмы, на котором производилось заклание жертв; их убивали с помощью ножей из обсидиана — вулканического стеклаи увидели статую бога Хуицилопочтли… Тело этого безобразного бога — бога войны ацтеков — было опоясано змеей, сделанной из жемчуга и драгоценных камней. Берналь Диас… отвел взгляд; и вот тут-то он увидел нечто еще более страшное: все стены этого обширного помещения были залиты кровью. «Смрад, — писал он впоследствии, — был сильнее, чем на бойне в Кастилии». Он бросил взгляд на алтарь: там лежали три сердца, которые, как ему показалось, еще трепетали и дымились.
Спустившись по бесчисленным ступенькам вниз, испанцы обратили внимание на большое здание, стоявшее на холме. Войдя в него, они увидели, что оно до потолка заполнено аккуратно сложенными черепами: то были черепа бесчисленных жертв. Один из солдат принялся их считать и пришел к выводу, что их должно здесь быть по меньшей мере 136 тысяч.» (А.П. Лаврин «1001 Смерть»)
Богослужение у ацтеков, как и многих других языческих народов древности, помимо всего прочего включало в себя и человеческие жертвоприношения. Приносили детей в жертву при основании здания, при завершении строительства, при разливе Нила, для защиты от противника.
Господь в своем Слове неоднократно выступает против этих варварских обычаев.
Второзаконие, 12: не делай так Господу, Богу твоему, ибо все, чего гнушается Господь, что ненавидит Он, они делают богам своим: они и сыновей своих и дочерей своих сожигают на огне богам своим.
Так поступали и язычники на территориях, которые впоследствии перешли к народу Израиля: они сожигали своих сыновей и дочерей в жертву своим богам. И написано в Слове Божьем, что Бог ненавидит это. Но несмотря на это в Библии мы находим странный эпизод:
Бытие, 22:1-2 И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. [Бог] сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.
Этот фрагмент из Библии кажется никак не вписывается в постановления Бога относительно жертвоприношения. Для язычников древности это было понятно: во всякой трудной ситуации надо было приносить человека в жертву. Но у современного читателя это может вызвать недоумение: Неужели Бог такой жестокий и кровожадный убийца людей? Как можно принести своего собственного сына в жертву во всесожжение?
Всесожжение — это очень страшная картина. Как объяснить эти непонятные вещи, где Библия много раз говорит, что это мерзко для Бога и это единственное место, где есть призыв принести человеческую жертву?
Бытие 22:1 Что делал Господь? Библия говорит, что Бог искушал Авраама.
Иакова 1:13. В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого.
Бог не искушает злом никого. И тут мы вдруг находим, что Бог искушал Авраама. К великому сожалению, это связано с древностью Синодального перевода. В 1876 году был завершен Синодальный перевод и до сих пор мы читаем этот перевод. Язык очень сильно поменялся. Многие понятия поменяли свой смыл и свое значение. Перевод Российского Библейского общества говорит: Бог подверг Авраама испытанию. В греческом используется глагол НАСА, то есть «испытывать», «проверять прочность», но никак не ввести в грех. А термин ИСКУШЕНИЕ означает «ввести в грех», «подтолкнуть к злодеянию.» Бог этим не занимается. Сказано: Бог испытывал Авраама. Это очень важно прояснить, но тем не менее проблема еще не решается.
Бог испытывал веру Авраама. Согласуется ли это испытание с Божьим характером? Даже если Бог говорит: «Проверю я Авраама, достаточно ли он он любит меня», то все равно остается очень много вопросов к Богу. И в этой ситуации неплохо бы выяснить, сколько Исааку было лет на момент этой истории?
Бытие 21:20-21. И Бог был с отроком; и он вырос, и стал жить в пустыне, и сделался стрелком из лука. Он жил в пустыне Фаран; и мать его взяла ему жену из земли Египетской.
Здесь говорится об Измаиле. Измаил был отроком. Сколько было лет Измаилу, когда родился Исаак? Ему было 14 лет, когда родился Исаак. Потом Исаак чуть-чуть подрос и сказано, что Измаил начал насмехаться (в оригинале: издеваться) над Исааком. Как потом апостол напишет: он начнет гнать его.
Рожденный по плоти гнал рожденного по духу.
Библия говорит, что Исаак подрос, возможно ему было 4-5 лет, точно не сказано, а Измаилу уже примерно около двадцати лет. И Библия говорит, что тогда произошла история, когда Бог сказал Аврааму, чтобы он соглашался с женой своей и на этот раз слушайся жену Сару свою. И Авраам выгоняет Агарь и Измаила. И после того, как он был выгнан из дома Авраама, сказано, что он вырос. Он вырос, женился.
Бытие 21:34 .И жил Авраам в земле Филистимской, как странник, дни многие.
Много времени прошло после того события. Сколько Исааку лет тогда?
Бытие 22. И было, после сих происшествий Бог сказал.
После каких происшествий? После происшествия с Измаилом, проишествия с Авимилехом и после фразы, что Авраам жил там многие дни. То есть ясно, что Исаак был уже выросшим человеком. А сколько лет было Аврааму? На 100 лет больше! Мы видим молодого человека Исаака и рядом старца отца, который на 100 лет старше своего сына. И вот они, Авраам и Исаак, вдвоем идут на эту гору Мориа. И Авраам приносит в жертву Исаака. Что это говорит о роли Исаака в этой истории? Это говорит о том, что это была жертва добровольная. Если бы Исаак захотел бы освободиться от этой жертвы повиности, он бы быстро сам освободился бы. И у Авраама явно не хватило бы сил совладать с Исааком.
Бытие 22:8. Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе.
И здесь очень ясно подчеркивается их единомыслие, они шли вместе. После того, как Исаак понял, что никакого жертвенного животного нет, они шли дальше. Очевидно, что Исаак отдает себя добровольно в жертву. Он позволил, чтобы отец его связал, он позволил лечь на жертвенник и отец уже занес нож над ним. Это была жертва добровольная.
Бытие 22 глава. говорит также нам о самой местности. Пойди в землю Мориа.
Чем в священном писании, это место знаменательна? Это место, где позже был построен храм в Иерусалиме.
2 Паралипоменон 3:1. И начал Соломон строить дом Господень в Иерусалиме на горе Мориа, которая указана была Давиду, отцу его на месте, которое приготовил Давид, на гумне Орны Иевусеянина.
Место было значимо, потому что это место жертвоприношений, место где Авраам принес своего сына в жертву и где Исаак отдал себя в жертву, это место особенное. Место, где потом заклали агнцев и других жертвенных животных, указывающих на истинную жертву, Агнца Божьего, Иисуса Христа.
Итак, есть три момента:
1) Бог испытывал Авраама.
2) Мы выяснили, сколько лет было Исааку и что он был един с отцом в этом жертвоприношении.
3) И наконец, само место, где это происходило, оно очень значимо.
Теперь давайте посмотрим, что в это время происходило в сознании Авраама, почему он на это пошел, почему он так реагирует, как написано в Библии. Давайте посмотрим как он реагирует и что о нем сказано?
Бытие 22:3-4. Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог. На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека.
Авраам встал рано утром. Обычно то, что не хочется делать, откладывают на потом. Но здесь Авраам спешит и встал рано. Что происходит с его мышлением, почему он с такой охотой идет на убиение своего сына? Нам не мешало бы вспомнить, каким человеком был Авраам и какой у него был характер.
Бытие18:23-25. И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым [и с праведником будет то же, что с нечестивым]? Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь [всего] места сего ради пятидесяти праведников, [если они находятся] в нем? Не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?
Что эти слова свидетельствуют нам об Аврааме? Во-первых, он не боится опротестовывать Божьи веления. Он не боится с Богом разговаривать очень откровенно. Он не играет с Богом в молитве святошу. Если есть у него какие-то мысли, он их перед Богом и озвучивает. Его разговор с Богом очень не похож на молитвы многих верующих. Многие верующие нагородят в молитве столько благолепных высказываний, что и сами не понимают, что они имели в виду и что хотели сказать в молитве. Авраам говорит: «Господь, ты не таков. Не может быть одна участь для праведника и грешника.» Авраам оценивает жизнь и ценит справедливость! Таким был отец всех верующих. И помня это, мы тем более изумляемся, когда Господь Бог ему говорит: «Возьми сына своего единственного, которого ты любишь Исаака и принеси его в жертву.» И что делает Авраам ? Встал рано и торопится исполнить волю Божью. То есть, его поведение либо свидетельствует о его неадекватности, либо он что-то такое знает касательно этого жертвоприношения, что позволяет ему на это идти с легкостью. Во что он верит, что дает ему вести себя так, как он себя повел?
Евреям 11:17-19.
Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного. О котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
Итак, это было делом веры и это послужило основанием пойти на это страшное дело. Он верил в воскресение мертвых! И когда Авраам надеялся увидеть Исаака живым?
Бытие 22:5.
И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам.
Авраам ожидал, что в рамках этого богопоклонения на горе Мориа, после жертвоприношения, после убиения Исаака, сын воскреснет и они живые, вдвоем вернутся к ожидающим их слугам. Это очень особенная вера. То, что все воскреснут, это детям Божьим всегда было известно. Помните эпизод с умершим Лазарем?
Иоанна,11 глава. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.
То есть, в конце истории земли будет воскресение мертвых. Но Авраам верил в воскресение Исаака не в этом смысле. Он верил, что Исаак будет воскрешен незадолго после этого жертвоприношения и они вдвоем спустятся с горы и вдвоем придут домой. У Авраама есть откровение, есть вера, что эта жертва очень скоро будет возвращена к жизни в скорости.
Есть ли у Авраама библейские основания так верить? Что его сын будет воскрешен именно очень скоро? Насколько мы можем знать, у Авраама не было книги Бытие. Да и нужды не было, потому что жили тогда очень долго. Авраам прожил 175 лет, а до него люди жили намного больше лет. То есть, от сотворения мира до времени Аврамама было немного родословных перемычек. Адам живет 930 лет, от сотворения. Мафусал, который умирает в год потопа живет 969 лет. И это покрыло практически всю допотопную историю. Дальше у нас есть Сим, который родился и практически был уже взрослым человеком до потопа и он живет еще очень долго после потопа. А Сим был современником Авраама. Поэтому не было нужды все это записывать, потому что отец рассказывает сыну, а сын своему сыну. Но что-то особенное знал Авраам, исходя из того, что позже было записано Моисеем в Книге Бытие.
1 Петра1:18-20. Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов. Но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас.
Итак, отправной точкой был Агнец Божий, предназначенный еще прежде создания мира! Еще не было Вселенной сотворено, не было нашей земли сотворено, а жертва уже была предназначена. Это отправная точка! В начале был план спасения, затем было сотворение, затем было грехопадение и потом Бог стал постепенно открывать свой план спасения человечеству. И наконец Он его осуществил в лице Агнца Божьего Иисуса Христа. Помня эту общую историческую линию, давайте прочитаем Бытие 3:15.
И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
В день грехопадения, когда Адам и Ева наши прародители отступили от Господа и согрешили и стали греховными по природе, прозвучало ПРОТОЕВАНГЕЛИЕ. Прозвучала Благая Весть о том, что появится семя жены. То есть, кто-то из потомков Евы поразит змея в голову. Это обетование о семени. И ключевое слово здесь: СЕМЯ, Семя жены. Появится семя, то есть появится потомок жены и поразит змея в голову. Это одна часть этого пророчества. То есть, дьявол будет побежден.
Римлянам, 16. Господь сокрушит сатану под ногами вашими вскоре.
То есть, апостол Павел здесь говорит языком Бытия 3:15. И говорит, что это относится к Иисусу Христу, к победе Божьей и что речь идет о победе над дьяволом. И это было предсказано в первый день после грехопадения. А что произойдет с самим семенем жены в результате?
Бытие3:15. Его змей ужалит. Слово «змей» здесь в оригинале звучит НАХАШ. Что происходит согласно Библии, когда Нахаш ужалит?
Числа 21:6.
И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из [сынов] Израилевых.
Что происходит с ужаленным? Он умирает! Когда нахаш жалит в пяту, то тот, кого он ужалит, умирает. Это не только пророчество о том, что семя жены поразит змея в голову, это также пророчество о том, что Спаситель это семя, этот избавитель, умрет. Эту победу Он одержит ценой своей собственной жизни.
Об этом знала уже Ева, об этом знал уже Адам. В первой семье сразу после грехопадения было известно, что родится в человеческой семье дитя, которое одержит победу над дьяволом, но само умрет. И оплатит эту победу ценою своей собственной жизни. И потому, когда у Адама и Евы рождаются дети, мы видим, что то, что родители говорят при рождении их детей и те имена, какие им дают, свидетельствует об их вере, что именно это произойдет и это произойдет именно в нашей семье.
Бытие 4:1. Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.
Она верит, что первое же семя родившееся, первое дитя и есть этот избавитель. В оригинале нет «ОТ», не сказано: «приобрела я человека ОТ Господа», оригинал дословно говорит: «приобрела я человека ГОСПОДА.» Ева верит, что это дитя, которое придет, это сам Бог, который воплотится. И дальше, когда произошла трагедия и Каин убивает Авеля и у них рождается другой сын, она говорит:
Бытие 4:25. И познал Адам еще [Еву] жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, [говорила она] Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин.
Она снова использует слово СЕМЯ, это тот же термин, который в 3 главе означает Спаситель, Избавитель. Она говорит: «Верю, что Сиф есть то семя, что Сиф он есть Мессия, тот который поразит змея в голову. И дальше начинается в Бытие, 5 главе, родословная Патриархов от Адама до Ноя. Десять Патриархов. И это родословие именно тех, о ком сказано: они призывали Имя Господне. Передается линия богопоклонников, людей верующих, что вот-вот родится тот, кто будет обещанным семенем. И в каждом поколении задавался вопрос: «Не он ли? Может мой сын — это семя?»
В народе Божьем живет знание, живет вера, что сам Господь в образе человеческом придет для того, чтобы одержать победу над дьяволом. Итак, мы доходим до эпохи Ноя. Ной, который жил вместе с Симом.
Бытие 21:12. Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя.
Об Измаиле сказано: «он семя твое». Здесь говорится о буквальном потомке по плоти. А Исаак наречется этим семенем. В нем и исполнится обетование о семени, обетование об избавителе. На момент, когда Бог говорит Аврааму: «Иди на место, куда я тебе скажу», Авраам уже знал, что Исаак это личность особенная. В Исааке наречется тебе семя! Он знает: что-то, что было обещано при грехопадении, сейчас может исполниться в его сыне в его семени. А может Исаак и есть это семя?
Евреям, 11 глава говорит, что Авраам приносит своего сына верою и что очень важно — он имеет ОБЕТОВАНИЕ. Если Бог говорит, что Исаака надо принести в жертву, тогда кто же Мессия? Значит, уже никого больше не надо приносить в жертву, значит никого больше не будет. Потому что в Исааке тебе наречется семя. Значит, Исаак и есть обещанное семя, значит он есть обетованный Мессия. Он принёс его в жертву, имея обетование, именно поэтому он и верит, что Бог воскресит его в скорости после смерти. И он тогда начинает понимать, что имено его сын Исаак играет роль Агнца Божьего.
Бытие 22:6-8. И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе.
Итак, кто есть агнец для всесожжения? Исаак! Авраам верит, что Агнец для всесожжения — это его семя, это Исаак, родившийся чудесным образом. Ни Авраам, ни Сарра не могли родить детей, они уже были неспособны родить . Ему было 100 лет, а ей 90 лет. Это дитя родилось чудесным образом и о нем сказано, что в нем наречется тебе семя. То есть , Авраам идя на гору Мориа, верит, что его сын Исаак и есть обетованное семя, он и есть Мессия. И Бог усмотрел уже Агнца и этим Агнцем является и есть его сын Исаак.
Иисус Христос, когда совершал служение на земле спустя многие столетия позже, сказал так об этом эпизоде.
Иоанн 8:56. Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался.
В этой же главе Иисус говорит: «Душа моя возмутилась, но на сей час я и пришел.» О чем Он говорит? О смерти своей Иисус здесь говорит. «Вот, для чего я пришел». Что увидел Авраам? Он увидел день Иисуса Христа, то есть — Его смерть! Он увидел Иисуса Христа, Агнца Божьего, и возрадовался. Все это описание, что мы читаем в 8 главе от Иоанна, это то, что Авраам увидел на горе Мориа. Там Аврааму раскрылась во всей полноте Божья любовь, Божья благодать и Божье избавление. Там Он увидел на практике полный план спасения.
Авраам рад был увидеть день Мой, и увидел и возрадовался!
Вот, почему Авраам встает рано утром , он торопится и рука его не дрогнула, потому что он знает, что другого пути нет. Он знает, что когда придет обещанное семя, то чтобы победить дьявола, это семя должно умереть. Он знает, что Агнец Божий должен отдать свою жизнь.
Это не жертвы человеческие, это Жертва за человечество. То есть, Авраам здесь никак не подобен язычникам, окружающим его, он участвует в исполнении Божьего плана спасения. Он мыслит о себе как о соучастнике Божьего плана спасения, при котором Агнец Божий, обещанное семя, должно пожертвовать своей жизнью, чтобы спасти весь мир. А так как сам Божий Ангец не заслужил этого, поэтому он будет возвращен к жизни. Помните как Авраам говорит: «Неужели праведный погибнет с нечестивым?»
На подвиг души своей Он будет смотреть с довольствием.
Он знает о Христе, о Мессии о плане спасения, Божьей любви очень много и он удостоился это увидеть воочию.
ИТАК, ИСААК СТАЛ ПРООБРАЗОМ ИИСУСА ХРИСТА.
Евреям 11:19. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
Исаак стал прообразом Голгофской жертвы. Смерть Иисуса Христа — это жестокая реальность. Это убиение человеческого существа, богочеловека, Сына Божьего. Это кроваво, жестоко и несправедливо, но это реальность. Другого пути не было. Чтобы нас с вами спасти, был только один путь — это семя жены. И это был единственный и законный вход на эту землю, через семя жены, чтобы спасти все человечество от власти этого змея, от власти дьявола. Чтобы победить змея, Он должен пожертвовать своей собственной жизнью.
1 Коринфянам 15:20
Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут.
И вот также кроваво и также жестко стоял вопрос, когда Авраам услышал Божий голос: «Принеси Своего сына, в котором наречется семя, в жертву.» И этого нельзя было избежать, это единственный путь спасения. И Авраам этот путь спасения понимал. И Господь Иисус Христос пришел и подобно Исааку добровольно отдал себя в жертву. Он говорит: «Никто не отнимает у меня жизнь, Я сам отдаю ее.»
Благословен Господь, который еще прежде создания мира отдал самого себя в Жертву и предназначил самого себя в качестве Агнца. Агнец был предназначен прежде создания мира. Благословен Господь, что в день грехопадения нашим прародителям Он сообщил эту Благую весть. Благословен Господь за то, что поддерживал знание об этом, истину об этом на протяжении всех веков и наконец пришел, когда наступила полнота времени, и стал этим Агнцем Божьим и примирил нас с Отцом. Благословлен Господь Бог, который отдал Самого себя, чтобы мы с вами имели жизнь вечную в Иисусе Христе через Его смерть и Его воскресение!
Аминь.
Комментарии: