Народ израильский захотел себе иметь царя как все другие государства, и в конце концов Бог позволил им это. Он сказал пророку Самуилу помазать Саула в правители над Израилем. Итак, пророк встретился с Саулом, вылил на его голову масло из сосуда и поцеловал его. Затем он сказал Саулу:
1 Царств 10:1. Господь помазывает тебя в правители наследия Своего.
Никому из людей не было оказано столько чести, как Саулу. По сути Самуил говорил: «Господь с тобою, Саул!» Более того, Бог тут же благословил Саула, дав ему сердце, соответствующее его призванию.
1 Царств 10:9-10. Бог дал ему иное сердце… И сошел на него Дух Божий, и он пророчествовал.
Саул не хвастался своим помазанием и он не был многословен. Библия говорит, что он считал себя незначительным (1 Царств 15:17). После встречи с Самуилом он даже своему дяде ничего не рассказал, что произошло, что его помазали в царя.
1 Царств 10:16. Того, что сказал ему Самуил о царстве, не открыл ему.
Саул располагал невероятной новостью, однако, он не проронил об этом ни слова. Вскоре после этого Самуил собрал народ в Массифе. В мыслях пророка было две цели: во-первых, он хотел обличить народ за то, что оставили Господа и за желание иметь человеческого царя. Затем он хотел представить им Саула в качестве Богом избранного правителя. Однако когда подошло время, чтобы представить Саула, его не могли найти. И в конце концов они обнаружили Саула, который скрывался в обозе. Когда Саула привели и поставили перед толпой, он был именно таким, каким они хотели видеть своего царя.
1 Царств 10:23. Он был высок и красив, и был от плеч своих выше всего народа.
Самуил сказал о нем: (24 стих) Подобного ему нет во всем народе.
И Израиль криком выразил свое одобрение: «Да живет Царь!»
В первые два года своего царствования Саул проявлял себя как сильный и богобоязненный лидер. Когда он услышал о вторжении аммонитян, осадивших Иавис Галаадский, сошел Дух Божий на Саула — 1 Царств 11:6.
Саул быстро организовал 330 тысячную армию, и эта плохо снаряженная армия разбила аммонитян. После этого Саул отдал всю славу Богу.
11 Царств, 15 стих.
И пошел весь народ в Галгал, и поставили там Саула царем пред Господом в Галгале, и принесли там мирные жертвы пред Господом. И весьма веселились там Саул и все Израильтяне.
И очень скоро царь Саул повел Израиль к победе над всеми народами, грабившими их — Моавом, Аммоном, Едомом, Амаликом и даже над могущественными филистимлянами (14:47-48.) Кто бы отказался иметь такого человека в качестве царя? Саул был скромен, храбр, обладал впечатляющей внешностью, к нему благоволил Бог, он был могущественно движим Духом и внимателен к указаниям святого пророка. Саул был образцом благочестивого лидера.
ОДНАКО, КАК НИ ТРУДНО В ЭТО ПОВЕРИТЬ, ЭТОТ ЖЕ САМЫЙ ПОМАЗАННЫЙ МУЖ УМРЕТ МЯТЕЖНИКОМ.
Вскоре после своих замечательных побед, Саул потерял свое помазание и лишился своего царства. Он был оставлен Богом, стал неспособен больше слышать голос Духа и в конечном счете, им завладел злой дух. Он закончил убийством невинных, приказал умертвить Божьих священников, а перед своей смертью он искал руководства у колдуньи. Царь, некогда ведший Израиль к триумфу над его врагами, окончил свои дни как безумец. Какой печальный конец некогда помазанного слуги Божьего!
Что же произошло с Саулом? Что увлекло скромного человека в безумие и разрушение?
БЫЛ ЛИ В ЖИЗНИ САУЛА НЕКИЙ ПОВОРОТНЫЙ ПУНКТ, С КОТОРОГО НАЧАЛСЯ РАСПАД ЕГО ЛИЧНОСТИ?
1 Царств, 13 глава. Критический момент жизни Саула наступил в 13 главе.
В ЖИЗНИ САУЛА НАСТУПИЛ КРИТИЧЕСКИЙ МОМЕНТ, КОТОРЫЙ НЕИЗБЕЖНО ДОЛЖЕН НАСТУПИТЬ В ЖИЗНИ КАЖДОГО ВЕРУЮЩЕГО. ЭТО РЕШАЮЩЕЕ ВРЕМЯ КРИЗИСА, КОГДА МЫ ВЫНУЖДЕНЫ РЕШАТЬ, БУДЕМ ЛИ МЫ СЛУЖИТЬ БОГУ ВЕРОЮ, ИЛИ, ПРОЯВИВ НЕТЕРПЕНИЕ, ВОЗЬМЕМ ДЕЛО В СВОИ РУКИ.
КРИТИЧЕСКИЙ момент в жизни Саула пришел, когда над Израилем сгустились зловещие тучи войны. Филистимляне собрали огромную армию, состоявшую из 6000 всадников, 30000 железных колесниц и легионов солдат, оснащенным хорошим оружием. Все это великое множество казалось Израилю, как песок на берегу моря (1 Царств 13:5).
У израильтян было только два меча на всю армию: один у Саула, другой у его сына Ионафана. Все остальные должны были использовать самодельное орудие. Когда израильтяне увидели филистимлян, их охватила паника. Израильтяне, видя, что они в опасности, укрывались в пещерах и ущельях. Из 330 тысяч армия сократилась до 600 человек, но и те, кто остался, дрожали от страха. Положение Израиля казалось безнадежным. Неделей раньше Самуил предупредил Саула, чтобы тот ожидал его в Галгале перед сражением. Пророк сказал, что он придет через семь дней, чтобы совершить подобающее жертвоприношение Господу. И эти семь дней ожидания были предназначены для испытания веры Саула! Когда наступил седьмой день, а Самуил не приходил, солдаты стали разбегаться. Что еще хуже — царь не имел от Бога никаких указаний в отношении битвы.
Поставьте себя на некоторое время в положение Саула. Вы видите идущую на вас внушающую страх армию филистимлян. Вы слышите мощное громыхание их колесниц, а когда вы смотрите на свое жалкое оставшееся войско, которое не успело убежать, вы видите, как они дрожат со своим жалким вооружением. Все уходит из-под контроля. Что вы собираетесь предпринять?
Мы можем подумать: Неужели Саул должен просто сидеть там и ждать, ничего не делая? Но это именно то, что от него и требовалось: ждать и молиться. Фактически это и подразумевалось, когда Самуил впервые представил Саула в качестве царя. Пророк сказал Израилю: «Если Саул будет бояться Господа и служить Ему, и слушать гласа Его, и не станете противиться повеления Господа, то будете и вы, и царь ваш, …ходить вслед Господа, Бога вашего. А если не будете слушать гласа Господа, и станете противиться повелениям Господа, то рука Господа против вас. » (12 Царств 14-15 стих).
Самуил объяснил: «Господь хочет получать всю славу за то, что Он совершает через вашего царя. Он хочет, чтобы мир знал, что победа приходит не через стратегию, оружие или число, но благодаря жертве Богу посредством молитвы и доверия к Нему!» Но несмотря ни на что, Саул впал в панику. Он позволил, чтобы обстоятельства возобладали над ним, и закончил тем, что ухищрялся обойти Слово Божье. Он приказал присутствующему там священнику Ахии совершить жертвоприношение без Самуила. Когда пришел наконец-то Самуил, он был потрясен от увиденного. Он услышал запах жертвы, сжигаемой на жертвеннике, и спросил Саула:
Что ты сделал? (1 Царств 13 11 стих). «Я дал тебе ясное, простое приказание. Ты не должен был делать ничего до моего прибытия. Тебе ничто не угрожало, но ты взял дело в свои руки. Ты действовал повинуясь страху, а не вере. Ты совершил вопиющий грех против Господа!»
Саул начал оправдываться:
Я видел, что народ разбегается от меня, а ты не приходил к назначенному времени; Филистимляне же собрались в Михмасе.
Обратите внимание на обвинение, звучащее в словах Саула: «Ты не пришел в назначенный срок, Самуил. Какая разница, ты или другой пророк принесет жертвоприношение Богу, разницы нет». Дьявол принимает вид ангела света, и какая разница, каким путем мы приносим жертву Богу, главное мы ее Ему приносим.
Саул говорит пророку, что он не пришел в назначенный срок, но в действительности его обвинение было направленно к Богу. Саул говорит: «Я должен был что-то делать, потому что народ разбегался от меня. И народ мне говорил: «На Бога надейся, а сам не плошай».
Но Бог никогда не опаздывает, все это время Господу был известен каждый шаг Самуила на пути в Галгал. Мы можем знать, что Бог не обманывал Саула в этом вопросе, следовательно, мы знаем, что Самуил был там во время. На первый взгляд, Божья реакция на не послушание Саула была слишком резкой. Самуил сказал:
1 Царств 13-14. Ты поступил безрассудно, не исполнил повеления Господа, Бога твоего, которое Он дал тебе; ибо ныне упрочил бы Господь царствование твое над Израилем навек. Но теперь не устоит твое царство: Господь нашел Себе мужа по сердцу Своему, и Господь повелел ему быть вождем народа Своего, так как ты не исполнил того, что повелел тебе Господь.
Вы можете подумать: Почему Бог не сделал здесь Саулу хотя бы небольшое снисхождение? Этот человек находился в критической ситуации и кроме того, все, что он хотел — это доставить победу Господу. Почему так важна была здесь уступчивость Саула? Бог хотел, чтобы все силы ада знали, что эта битва Господня, и она выиграна избранным Им народом веры, который верит и служит Господу!
Чему это учит нас сегодня? Бог не изменился за эти века и Он все еще озабочен тем, чтобы Его народ слушался Его повелений.
1 Царств 12:15. А если не будете слушать голоса Господа и станете противиться повелениям Господа, то рука Господа будет против вас, как была против отцов ваших.
Не имеет значения, что обстоятельства нашей жизни могут выйти из-под контроля — мы должны ходить в полном доверии Господу. Даже если вещи выглядят безнадежно, мы не должны поддаваться страху. Напротив, мы должны терпеливо ожидать, что Он избавит нас, как обещает Его Слово! Дело в том, что Бог стоял рядом с Саулом, когда огромная армия филистимлян продвигалась вглубь страны. Господь видел эти грохочущие колесницы, и Он видел блеск отточенного и сверкающего оружия. Он знал, в каком кризисе находится Саул со своими разбегающимися солдатами. Его око фиксировало каждую деталь. Подобным же образом Бог видит каждую деталь твоего кризиса. Он видит все эти наваливающиеся на тебя жизненные проблемы, и Он вполне осведомлен, что положение твое с каждым часом и с каждым днем ухудшается. Те, кто молятся и ожидают Его со спокойной верою, никогда не испытывают реальной опасности. Более того, Он знает все твои панические мысли: «Я не вижу, как я смогу вернуть когда-либо этот долг… У меня нет никакой надежды в отношении моего брака… Я не знаю, как могу удержаться на работе…»
Ты сейчас сидишь в церкви и думаешь: «А завтра уже понедельник, а у меня столько проблем и до сих пор нет никакого ответа» и Бог все еще не дает ответ. Но Его повеление к тебе все еще остается в силе: «Не паникуй и не иди впереди Меня. Тебе нужно только молиться и положиться на Меня. Я прославлю всех, кто полагают свое упование на Меня!»
Евреям 11:6. А без веры угодить Богу невозможно.
Псалом 61:9. Народ! Надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
Притчи 3:5-6. Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои.
Господь очень терпелив с нами. Он знает, что наши праотцы переживали периоды сомнений — от Авраама до святых Нового Завета. Временами они хотели умереть, крича: «Я больше не могу.» Даже сам Иисус имел в Своей жизни момент, когда Он возопил, спрашивая: «Почему Ты оставил Меня?» Когда Иисус висел на кресте, у Него было решающее время кризиса, у Него был выбор оставаться послушным Богу и спасти все человечество или взять ситуацию в свои руки, потому что Бог Отец молчит, сойти со креста и призвать легион ангелов. Наш Господь чувствует каждый толчок боли, страха и паники, которые потрясают нас. Возможно, мы получили какие-то неожиданные, ужасные известия. В такие моменты Бог посылает Духа Святого, несущего нам утешение, чтобы облегчить нашу боль и успокоить наше сердце. Однако Саул все эти семь дней оставался в панике и страхе. А Дух Святой в течении всего этого времени просил его принять решение. «Да, Саул, это выглядит безнадежно, но ведь были перед этим аммонитяне превосходившие вас числом, и Бог избавил вас тогда. Так что же ты предпримешь сегодня? Будешь ли ты послушен Божьему Слову, что бы ни случилось с тобой или с твоим царством?»
Мы знаем, что Бог знает сердце каждого человека. И Господь знал, что решение, которое примет Саул, предопределит направление его жизни, начиная с того момента. Наконец, он должен будет встретить еще много кризисов. Мы лучше поймем, почему Саул так поступил, из его ответа Самуилу: 1 Царств 13:12.
Поэтому я вынужден (английский перевод) решился (русский перевод) принести всесожжение. Корневое слово «вынужден» означает: сдерживать себя.
Саул говорит: «Я пытался быть послушным, я сколько мог удерживался от непослушания. Но в конце концов, я должен был поступить по своему, как я решил, что это будет правильно.» В результате Бог оставил Саула и отменил Свое назначение его царем. Почему? Потому что Господь знал, что с этого дня Саул будет предлагать Ему только мертвую веру. Он знал, что Саул не выдержит другого испытания на послушание. Вместо этого он будет заниматься ухищрением и манипулированием.
Неверие смертоносно, последствия его трагичны. И нас ожидают страшные последствия, если мы будем пытаться сами выпутаться из своих испытаний, вместо того, чтобы уповать на Бога, Который проведет нас через них. Это видно на примере жизни Саула. Начиная с того момента, когда Саул принял свое судьбоносное решение взять дело в свои руки, его жизнь стремительно покатилось под откос. Его неверие открыло дверь для всякого рода зла в его сердце. Фактически, жизнь Саула является иллюстрацией шагов в направлении разрушения, порожденного неверием:
1) Саул стал наихудшим законником. После того, как Саул согрешил, душа его стала суровой и законнической. И этот законический дух чуть было не причинил смерть его любимому сыну Ионафану. До своего согрешения, он не был законником.
1 Царств 11:12-13. Тогда сказал народ Самуилу: кто говорил: Саулу ли царствовать над нами? Дайте этих людей, и мы умертвим их.Но Саул сказал: в сей день никого не должно умерщвлять, ибо сегодня Господь совершил спасение в Израиле.
Ионафан со своим оруженосцем решили совершить внезапное нападение на филистимский гарнизон. Это произвело такое смятение в лагере филистимлян, что они начали сражаться между собой и убивать друг друга. Переполох был такой, что дрогнула вся земля и был ужас великий от Господа (1 Царств 14: 15.)
Когда Саул увидел бегущих филистимлян, он предпринял тотальное наступление. Он отдал своим войскам приказ сражаться весь день без передышки. К концу дня израильтяне валились от усталости, но Саул произнес глупую клятву: «Если кто остановится, чтобы вкусить пищу до окончания битвы, тот будет проклят.» Ионафан не знал об этом заклятии, потому что он сражался далеко оттуда, и сделал которую передышку, во время которой он поел немного сотового меду, чтобы подкрепиться для битвы. К ночи содлаты Саула не могли больше удерживать себя. Они жадно на бросились на захваченную добычу и начали жарить мясо заколотых животных и есть его. Иудейский же закон требовал, чтобы перед тем, как приготовлять и вкушать мясо , кровь любого животного должна быть сцежена на землю. Итак, когда Саул увидел это, он пришел в ярость. «Вы не уважаете Закон Божий! Вы согрешили. 1 Царств 14:13. Народ грешит пред Господом, ест с кровью.
Саул стал законником, сам себя назначив быть стражем Божьей святости. В действительности он был самым большим грешником. Это человек был совершенно непослушен Богу, ходя в вопиющем неверии. Однако он мог заявлять без всякой задней мысли: «Боже упаси, чтобы какой-нибудь голодный солдат нарушил хоть одну йоту закона, вкушая мясо с кровью!» В этот вечер Саул принимает еще одно неразумное решение: он приказывает своей армии продолжать сражаться всю ночь. Священики настаивали на том, что надо вопросить Господа, однако когда они молились, Бог не отвечал. Саул снова вознегодовал, он решил: Бог не говорит, потому что кто то согрешил. Кто виноват? Он заявил:
Жив Господь, если грех окажется и на Ионафане, сыне моем, то и он умрет непременно ( 1 Царств 14:39)
Такого рода самоправедность присуща всем законникам. Они не доверяют Богу, дающему им Свою праведность, поэтому они пытаются изобрести свою собственную праведность. И они заканчивают тем, что создают некую систему, которая не принимает во внимание их собственный грех, однако выдвигает на первый план недостатки других. Саул решил бросить жребий, чтобы выяснить, кто согрешил. В конечном итоге жребий пал на Ионафана. И если бы не народ защитил его сына, то Саул убил бы своего сына, чтобы доказать свою ревность по святости.
На мой взгляд, неверие является корнем всякого законничества. Каким образом? Оно отказывается принимать обетования Божьего завета, которые гласят, что Его Дух даст нам победу над нашими грехами, даст нам силу быть послушными Ему, вложит в нас Свой страх, понуждающий нас ходить праведно, и дарует нам ненависть ко греху. Когда мы удаляемся от истины Божьего завета, не доверяя больше Ему и не ожидая, что Он совершит эту работу, мы обращаемся к законничеству. Мы составляем свой собственный кодекс жестких правил, лишенных силы Духа Святого.
2) САУЛ ПОТЕРЯЛ СПОСОБНОСТЬ К ДУХОВНОМУ РАЗЛИЧЕНИЮ.
Неверие Саула сожгло его совесть, сделав его нечувствительным ко греху. Грех неожиданно утратил свою чрезвычайную греховность в глазах этого некогда благочестивого человека. Пример этому мы видим, когда Саул сохранил в качестве трофея царя Агага. Также он оставил часть добычи — самое лучшее из захваченного у амаликитян скота, одежд и имущества. Саул даже имел наглость поставить себе монумент, в память о своей победе. Он вновь продемонстрировал вопиющее пренебрежение к Божьему Слову. Когда пришел Самуил, он не мог поверить тому, что увидел: поле битвы стало похоже на базар. Люди торговали скотом, примеряли новую одежду, жарили мясо животных. Однако, что самое удивительное из всего этого, там посредине этой сцены стоял царь Агат. Самуил подошел к Саулу и спросил: «Что это за блеяние я слышу, Саул?» Саул ответил наглой ложью: «Это народ оставил немного скота, чтобы они могли совершить жертвоприношение Господу в честь этой великой победы, а все остальное я уничтожил. Я верно исполнил Господне повеление.» Самуил заплакал. Он спросил Саула:
Зачем же ты не послушал гласа Господа и бросился на добычу, и сделал зло пред очами Господа? 1 Царств 15:19. Саул отвечал: Я послушал гласа Господа и пошел в путь, куда послал меня Господь, и привел Агага, царя Амаликитского, а Амалика истребил. (20 стих).
Как мог Саул быть таким слепым? Он лгал ввиду явного свидетельства того, что он проявил непослушание. Однако, к прискорбию, Саул верил в придуманную им ложь. Он потерял всякую способность к РАЗЛИЧЕНИЮ.
Сегодня некоторые христиане в точности напоминают Саула. Они позволяют себе всякого рода какое только можно помыслить непослушание, а после этого направляются прямо в церковь, и молятся: «Господи, я отдаю Тебе самое лучшее, что у меня есть. Прими же мою жертву хвалы.» Эти верующие похожи на женщину из Притч 30:20.
Таков путь и жены прелюбодейной; поела и обтерла рот свой, и говорит: я ничего худого не сделала.
Как впадают христиане в такое состояние? Это начинается, когда они отказываются принять Божью праведность верою. Они пытаются учредить свою праведность, обращаясь к законничеству и осуждая других. Они колеблются в вере, не ожидая Божьего направления, и делают все по своему. Спустя некоторое время они теряют всякую способность к РАЗЛИЧЕНИЮ : совесть их совершенно сожжена. В конце концов, они становятся бесцеремонны в отношении своего собственного греха.
Согласно Писанию, здесь коренятся семена оккультизма. В Божьих очах отказ довериться Его слову равносилен волшебству.
1 Царств 15:23. Самуил сказал Саулу: Ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство.
3). КОГДА ПОТЕРЯНА СПОСОБНОСТЬ К РАЗЛИЧЕНИЮ И СОВЕСТЬ СОЖЖЕНА, ТО НЕ ОСТАЕТСЯ НИКАКОЙ ЗАЩИТЫ ОТ ДУХА РЕВНОСТИ И ЗАВИСТИ.
От Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа (1 Царств 16:14). На самом деле Бог не посылал на Саула злого духа. Он просто позволил случиться неизбежному. Видите ли, что когда человек, проявляющий неверие, доходит до этой точки — обращается к законничеству, теряет духовную проницательность и сжигает свою совесть — у него нет защиты против вторгающихся духов РЕВНОСТИ И ЗАВИСТИ. Эти духи-близнецы вселяют страх во всякую душу, куда они входят. К этому времени у Саула уже действительно случались приступы бесовской одержимости, когда он бушевал, раздражаясь против всех. Это так пугало его слуг, что они звали Давида, чтобы он успокаивал его дух , игрой на своей арфе и пением псалмов. Конечно, Давид был человеком, который полностью доверялся Господу — и его помазанная музыка приносила мир в душу Саула.
Царь был так благодарен, что сделал Давида начальником в своей армии. Но когда Давид проявил мужество и искусство в сражении, Саул стал до безумия ревновать и завидовать ему. Ревность и зависть превращают верующих людей в ужасные создания. Всякий, кто не доверяет Богу, так или иначе не будет доверять и другим. Ревнивые и завистливые люди обвиняют других в грехах, которые наиболее проявляются в них самих. Более того, они чувствуют себя пострадавшими. Они убеждены, что другие всегда им завидуют, постоянно говорят о них и преследуют их.
Ревность и зависть — это не просто состояние, которое испытывают люди — ЭТО ДУХИ ИЗ АДА. Эти духи дезориентируют людей, лишая их всякой небесной цели, и заставляют их концентрироваться на своих мелких, плотских битвах.
Если Вы думаете, откуда к вам пришел ревнивый, завистливый дух? Вы можете оглянуться назад на ваши времена испытаний и спросить себя, как вы реагировали на них. Приняли ли вы тогда решение уповать на Бога, что бы ни случилось, или же вы допускали в мыслях , что Бог не приходит к вам в назначенное время? Посмотрите на трагический конец неверующий души Саула. Его последним консультантом накануне встречи с вечностью была колдунья . Прислушайтесь к его последним словам:
Бог отступил от меня и более не отвечает мне. ( 1 Царств 28, 15 стих).
Очень печальный и трагический был конец царя Саула! Однако для нас верующих есть хорошие новости. Христос понес наказание за нашу непокорность. Конечно же, милость и прощение были доступны и Саулу, но его сердце осталось неподатливым, а упрямое сердце никогда не желает милости. Иисус пришел, чтобы разрушить колдовские чары неверия — разбить наши цепи законничества и избавить нас от оков ревности и зависти. Но в начале мы должны признать свой грех. Мы должны исповедать свое неверие, а затем отдать свою будущность, свободу и избавление целиком в руки Иисуса. Он придет вовремя. Наше дело — довериться Ему! Мы должны понимать, что мы подвергается испытаниям. И Бог заверяет нас, что Он прославит тех, кто будут держаться веры и уповать на Него, какими бы безнадежными ни казались обстоятельства.
1 Петра 1:7. Дабы испытанная вера ваша оказалось драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явлении Иисуса Христа!
Аминь!
Комментарии: