Даниил, глава 3:1-2

Царь Навуходоносор сделал золотой истукан, вышиною в шестьдесят локтей, шириною в шесть локтей, поставил его на поле Деире, в области Вавилонской. И послал царь Навуходоносор собрать сатрапов, наместников, воевод, верховных судей, казнохранителей, законоведцев, блюстителей суда и всех областных правителей, чтобы они пришли на торжественное открытие истукана, которого поставил царь Навуходоносор.

Давайте мысленно перейдем на поле Деир, что близ Вавилона, куда царь Навуходоносор созвал всех своих лидеров, наместников, князей, блюстителей суда со всех концов империи. Множество людей, одетых в различные национальные одежды и говорящих на разных языках. И они собрались туда ради одной цели — почтить богов своего царя. Навуходоносор воздвиг громадного золотого истукана высотою 28 метров, весь золотой запас страны вложил в своего бога. И все, прибывшие в эту равнину Деир, должны были пасть и поклониться золотому истукану, как только заиграет царский оркестр. Или поклонение, или смерть!

Но три Иудейских мужа — Седрах, Мисах и Авденаго — отказались поклониться. Они были захвачены в плен халдеями и из Иерусалима приведены в царский дворец в Сузы. Здесь они были обучены книгам и халдейскому языку и вместе с Даниилом назначены на должность государственных служащих. Здесь находился весь админресурс царя. И все вокруг люди пали и поклонились золотому истукану, кроме этих троих молодых людей. И тут же о них донесли Навуходоносору и он пришел в ярость.

В те дни было обычным явлением, что нарушителей царского указа наказывали тем, что их бросали в огненную печь.

Иеремия 29:22. Иеремия пишет о … Седекии и Ахаве, которых царь Вавилонский изжарил на огне. 

Несомненно, что Навуходоносор привык видеть людей, живьем бросаемых в пылающую печь, наблюдать мгновенный блеск их горящих тел и вдыхать запах горящей плоти. Но теперь он был в таком приступе гнева, что повелел воинам разжечь печь в семь раз сильнее обычного! Когда три Иудейских мужа были приведены пред царя, Навуходоносор свирепо закричал: «Итак, вы отказались поклоняться моему богу, когда заиграла музыка? Я готов вам дать еще одну возможность. Довожу до вашего сведения, что огненная печь раскалена в семь раз сильнее, чем обычная печь. И если вы не поклонитесь и на этот раз, то будете брошены в огонь и сгорите.» Можете быть уверены, что там где они стояли, эти три мужа почувствовали жар раскаленной докрасна печи. И они наверное видели сильных воинов, растапливающих печь и падающих от изнурения, так как от печи исходил сильный жар.

Эти Иудейские мужи не хотели умирать. Они были людьми, подобными нам. Надо быть лишенным всякого разума, чтобы хотеть быть изжаренным в огне. Однако эти мужи имели поразительную веру, поселенную в их сердце Святым Духом. Поэтому они ответили царю: «Царь, нам даже нет нужды отвечать тебе на это. Мы не поклонимся! Наш Бог силен спасти нас! Но даже если Он и не сделает этого, мы золотому истукану не поклонимся. »

Нам известно, как закончилась эта история. По видимому, слух разнесся, что будут жечь людей и толпы пришли на это зрелище, чтобы хоть одним глазком увидеть: кто же это осмелился не повиноваться царскому указу и которые будут за это сожжены!

Тогда приведены были эти три мужа, связанные по рукам и ногам. Самые сильные воины подняли их и понесли к отверстию печи и бросили в огонь, но пламя огня настолько было сильным, что оно пожрало насмерть бросавших воинов. Иудейские мужи упали в раскаленную печь связанными. Но Царь был в большом замешательстве и недоумении. Он не увидел блеска горящих тел и не почувствовал запаха горящей плоти. Он пристально начал смотреть в огонь и то, что он увидел, это привело его в шок!

Три Иудейских мужа ходили по горящему как на коврах. Огонь сжег только веревки и теперь их руки были свободными и поднятыми и они хвалили и славили Господа. Навухоносор обратился к одному из своих вельмож и спросил: «Сколько людей было брошено в огонь?». «Три человека, царь» — последовал ответ. «Но я вижу четырех!» — сказал царь — «никто из них не опален огнем, никто не поврежден. И вид четвертого подобен Сыну Божию.» Возникает вопрос: как языческий царь мог узнать Сына Божьего? Но он узнал Его, потому что Слава Христа не может оставаться незамеченной! Слава Христа не может оставаться незамеченной и в твоей жизни.

Псалом 22. Все увидят тебя, когда ты будешь за столом с Иисусом, в виду всех врагов твоих Бог накрывает для тебя стол. Слава Иисуса ярче любого кризиса! В самом эпицентре кризиса люди увидят Иисуса с тобой рядом. Это был сам Иисус, и Он был ярче, чем пламя огня, в семь раз сильнее разожженной печи. Это свидетельство сошло из уст языческого царя.

Христос пришел к Иудеям в их критическую минуту. Есть ситуации, когда стоит вопрос жизни и смерти. Эта ситуация была кризисом из кризисов в жизни еврейского народа: безнадежные обстоятельства по плоти, требующие проявления чуда. Но Христос сошел к этим мужам и утешил их. Он Вошел с ними в огонь, чтобы спасти и избавить их. Эта проповедь о том, как вы и я и каждый верующий можем призвать Христа в нашем критическом положении, во время нашего кризиса! Иисус не пришел к Иудеям в их бедственном положении, для того, чтобы произвести впечатление на языческого царя. Он уже сделал это в предыдущей главе, когда Даниил разъяснил сон Навуходоносора. Царь возгласил:

Истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей. Даниил 2:47.

Но как скоро он забыл об этом. Но Иисус вошел в положение этих мужей по одной причине — только ради их спасения. Он пришел утешить и избавить их потому, что Он любил их. В час их беды Господь явил им свою преданность — потому что они всецело были преданы Ему. Правда, не во всякой критической ситуации человека Иисус спешит на помощь. Писание говорит, Иоанна 2:23- 25, что когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его. Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех и знал, что в человеке. Иисус знает лукавство, которое есть в сердцах людей. Он знает, что многие готовы признать Его Богом, но не желают посвятить и вручить в Его руки свои жизни.

Одно дело верить, что Иисус есть Бог и Спаситель, и совсем другое другое дело — посвятить все для Него. Посвятить — значит доверить или отдать на попечение. Поэтому посвящение Христу требует полной отдачи и нашей жизни для Него — всецело вверить себя на Его попечение. И тогда ОН вверяет Себя тем, которые полностью, всем своим существом, доверились Ему!

Мы живем в обществе, где кризисы идут один за другим. Знаете ли вы хоть кого-то, не попавшего в кризис или не пережившего его? Я знаю многих христиан которые встретились с многими трудностями, ставшими для них крахом и пагубой. Перед каким кризисом сегодня стоишь ты? Духовный он или материальный, умственный или же физический? Произошёл ли он в вашей семье, с твоими детьми или в вашем бизнесе? Я имею в виду обстоятельства настолько серьезные, что только чудо может спасти ваше положение, которое кажется совершенно безвыходным. Когда мы оказались в таком кризисе — нам нужен Иисус, который пришел бы и помог нам пройти через это! Только Сын Живого Бога может разрешить нашу проблему — может сделать невозможное, может спасти нас из печи постигшего нас бедствия.

Вы возможно ответите: «Да, я нуждаюсь в Иисусе, чтобы Он прошел со мною эту трудную дорогу. Я нуждаюсь в том, чтобы Он вошел в мое критическое положение, как Он вошел к Иудейским мужам. Но как я могу этого достичь? Что я должен сделать для того, чтобы Он вышел мне на помощь в моем горе?» Каждый из нас может достичь этого тем же путем, что Седрах, Месах и Авденаго. Эти мужи взяли на себя три замечательных обязательства.

1). Живя посреди развратного общества, они посвятили себя чистому и неоскверненному образу жизни.

Даниил 1:8. Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и поэтому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему. 

Выражение «не оскверняться» здесь указывает на смысл: БЫТЬ СВОБОДНОМУ ЧЕРЕЗ ОТКАЗ. Другими словами, Даниил говорил: «Любое отклонение от моих правил лишит меня моей свободы!» Таким образом, Даниил в течении некоторого времени ничего не ел, кроме овощей и воды. Когда он сказал это начальнику евнухов, что не будет кушать с царского стола, он был в тревоге. Я думаю, что Даниил не кушал эту пищу, потому что она благословлялась идолопоклонническими жрецами. Поэтому для иудейских юношей эта пища была церемониально оскверненной. Однако я верю, что у Даниила и бывших с ним, было серьезное намерение — что их самопосвящение далеко превосходило просто желание не оскверняться пищею. Прежде всего, они были взяты в плен вместе с тысячами их соотечественников.

Пророк Иеремия поощрял Иудейских пленников поселяться и жить в Вавилоне на протяжении семидесяти лет, пока Бог не возвратит их обратно в свою землю. Но, как и во всей истории отступничества Израиля, люди, по всей вероятности, были захвачены неудержимой алчностью к роскоши этой земли. Несомненно, что Даниил и его друзья наблюдали, как быстро и легко прибывшие первыми пленники пошли на компромисс. Быстрая жизнь Вавилона поймала их в ловушку. Эти четыре мужа не могли поверить и были потрясены тем, что увидели, когда прибыли в Вавилон. По улицам ходили бесстыдные блудницы, языческие святыни и жертвенники на каждом углу, повсюду открытое пьянство и разврат, одурманенные вином и блудодеянием. Это общество было настолько распутным, безнравственным и исполненным всякого проклятия, что это тяжело сказалось на духовной чувствительности этих четырех мужей. Многие наши эмигранты поехали как святые в Америку, но они погрязли в роскоши и в грехах. Я ездил в немецкий городок и видел, как все русские с церквей пили спиртное.

До этого Даниил был учеником пророков. Он имел с собой написанные Иеремией пророчества и они в дальнейшем привели его к заключению, что на протяжении семидесяти лет Израиль будет находиться в плену. Он знал, что они живут в важное историческое время.

Даниил 10:7. Даниил и бывшие со мною люди — три иудейский мужа, твердо стоявшие в теле и духе, обязались посвятить свои жизни Богу. Я верю, что Даниил вдохновлял своих друзей: «Мы должны постоять за нашу веру! В это время отступления Богу надобны наши голоса. Даже если придется нам за это жизни свои положить, иначе свет Израиля навсегда померкнет.»

Итак, эти четверо посвятили себя чистой жизни. Они сказали друг другу: «Мы на компромисс не пойдем. Мы не примем этих аморальных стандартов. Мы не посмеем замарать наш дух языческой музыкой, спиртными напитками и порочным образом жизни. Не позволим духу Вавилона осквернять нашу веру. Мы отделим себя. Мы будем твердо держаться нашего хождения в вере!»

Мы не позволим с утра в своей машине включать мирскую музыку, которая будет разрушать наш дух. Мы даже на своем дне рождения не будем пить спиртное. Даже если мы будем на дне рождения у Навуходоносора, мы не будем пить вино. Мне сказали: «Ты что, президента не уважаешь, что не хочешь выпить за его здоровье?» Я наливал воду и начинал говорить про Бога!

Таким образом, эти четыре Иудейских мужа пребывали свободными, отказавшись от вавилонского образа жизни. Они жили в Вавилоне, но были свободными от вавилонского образа жизни. Здесь стоял вопрос не только пищи, это было нечто, в чем заключалась их целая жизнь. Для них это значило иметь скрытую отделенную жизнь. Все эти мужи не собирались проповедовать перед другими людьми о том, что они решили соблюсти свою жизнь в святости. Они не рекламировали перед другими своего строгого определенного хождения перед Богом. Их решение было между ними и Богом.

Теперь позвольте мне спросить: когда настало время Богу проговорить к этому народу, в котором они жили, кого, вы думаете , Бог избрал быть Его устами? Кто стал Господним голосом? Ими были посвятившие себя Богу четыре мужа. В это время, когда все вокруг нас рушится, где такие голоса? Где такие собрания и верующие, которые поспешат стать голосом Бога на их работе, в их семье, в ежедневном хождении?

ПУСТЬ ВАША ЦЕРКОВЬ БУДЕМ БОЖЬИМ ГОЛОСОМ В ЭТОМ ГОРОДЕ!

Вот, что иудейские мужи спрашивали у самих себя. И вот, почему они посвятили себя чистому и неоскверненному образу жизни. Их отважное решение и их свидетельство благочестиво произвело неизгладимое впечатление на Ездру, Неемию и Зоровавеля. Позже это должно быть вдохновило и 43 тысячи вышедших из плена и переживших различные тяготы. Мы не можем стать голосом Бога, если мы не ведем отделенную от мира, святую жизнь. Бог не может нас использовать, если наше сердце осквернено развращенным веком. Для посвящения своей жизни Богу требуется решительность. Когда мы попадаем в критическое состояние, мы вопием к Богу: «Господи я нуждаюсь в тебе, разве ты не обещал спасти и избавить меня?» Но что, если Господь на это ответит следующее: «А где ты, когда Мне нужен твой голос? В эти греховные времена Мне надобны голоса, чистые сосуды, через которые Я мог бы говорить. Ты говоришь, что хочешь, что бы Я пришел к тебе в твоем бедствии — однако ты продолжаешь являться частью развращенной, мирской системы. Скажи Мне — посвятил ли ты свою жизнь на Мое дело?»

2) Они обязались стать ищущими Бога, мужами молитвы.

Даниил 9:3-4,20. И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, И молился я Господу Богу моему и исповедывался И когда я еще говорил и молился и исповедывал грехи мои и грехи народа моего, Израиля.

Вот где доказательство того, что они были мужами молитвы. Видите ли, первое взятое ими на себя обязательство — вести отделенную жизнь — должно иметь поддержку от второго их обязательства: стать искренно ищущими Бога мужами. Истина в том, что невозможно жить святой жизнью, не проводя много времени на коленях, не ища у Бога силы и власти для такой жизни. Только не заблуждайтесь — верная молитва не убережет нас от кризисов. Наоборот — она, скорее всего, только приблизит нас к огненной печи и львиному рву. Но молитва научит нас встречать все это с доверием, поможет стать живою жертвою для Иисуса! Молитвы Даниила привели его прямо в львиный ров. И это испытание пришло через много лет после испытания этих троих мужей, когда Даниил уже был в восьмидесятилетнем возрасте. Это может страшить нас, особенно, если мы задаем вопрос: «Сколько еще пройдет времени прежде, чем прекратятся все наши испытания?» Возможно мы думали, что служа Господу определенное число лет, мы уже имеем важные достижения в Боге. Однако Бог допускает, что одному из Его величайших молитвенных борцов, человеку тихого и кроткого духа, после десятилетий верных и ходатайственных молитв, приходится пережить критическое состояние в его личной жизни. Испытания закончатся лишь тогда, когда придет Иисус, или когда мы умрем во Христе. Такого времени, когда перестанет угрожать нам огненная печь или львиный ров, в этой земной жизни никогда не будет. Это не произойдет до того момента, когда наша голова успокоится на груди у Иисуса. Вот, почему важна молитва. Мы можем дать обещание жить для Бога чистой и непорочной жизнью, но его невозможно исполнить без обещания также искать Бога и стремиться к Нему. Никакие убедительные проповеди, никакие мощные книги о святости, никакие увещания в мире не смогут сохранить нас преданными обещанию жить отделенной, святой жизнью. Все закончится неудачей, если мы не посвятим себя верному и постоянному стремлению к Богу.

Мы недавно с женой общались с одним человеком. Красавец, вроде бы не глупый. Но три раза был женат и три раза разведенный и от каждой есть дети. Кризис за кризисом. Вторая жена умудрилась его еще и в тюрму посадить. Вроде бы он хочет искать Бога и после каждого кризиса говорит: «Начну новую жизнь с Богом». И он нам говорит: «Как выпью ликера — такая молитва идет.» Ликер закончился, а кризис еще хуже стал. Молитва является барометром преданности Богу. Истинная любовь будет влечь нас в присутствие Божье. Конечно, вера должна вспыхнуть от Слова Божьего, ведь вера приходит от слышания. Но как только вера вспыхнула, молитва разжигает ее пламя. Она производит взрыв веры! Что говорить о раскаленной в семь раз сильнее печи, если молитва раскалила веру трех Иудейских мужей сильнее даже пламени огня. Когда Навуходоносор позвал их выйти из печи, он сказал:

Даниил 3:95. Благословен Бог Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих, которые надеялись на Него и предали тела свои огню, чтобы не служить и не поклоняться иному богу, кроме Бога Своего.

Опять же, свидетельство это вышло из языческих уст: эти мужи предали тела свои Богу. Однако, они сделали это еще задолго до того, как были брошены в печь. Видите ли, молитва является процессом представления наших тел Господу — в жертву живую. Эти мужи становились такой жертвой каждый день. Они днями и неделями пребывали в молитве, пребывая в личной близости с Господом! Прошло некоторое время, и они поняли, что смерть является приобретением. Смерть только сблизит их с Тем, кого они так сильно любили!

3). Они обязались всецело доверять Богу — будь-то смерть или жизнь.

Даниил 3:14-15. Навуходосор сказал им: если не поклонитесь, то в тот час же брошены будете в печь, раскаленную огнем, и тогда какой бог избавит вас от руки моей.

Эти мужи пережили самый страшный кризис из всех, когда-либо пережитых людьми. Именно о таком виде кризиса я сегодня веду с вами речь. Возможно, вы имеете тяжелые физические страдания, возможно ваша супружеская жизнь в таком критическом положении, что вы уже не в состоянии что-либо поправить или изменить. Возможно, вы говорите: «Я молился, я постился, я уже сделал все возможное. Если Бог сейчас не войдет в мое положение, я этого не переживу.» Что же в силе побудить Христа войти в ваше бедственное положение, в твой кризис? Он приходит, когда вы предаете себя такому же посвящению, какому когда-то предали себя иудейские юноши.

Даниил 3:16-18.  И отвечали Седрах, Мисах и Авденаго, и сказали царю Навуходоносору: нет нужды нам отвечать тебе на это. Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся.

Другими словами: «Положение наше безнадежно. Если Бог не явит чудо, мы погибнем. Все же Бог силен спасти нас от этого огненного кризиса! Но даже если Он не сделает этого, мы Ему служить не перестанем. Жизнь или смерть, мы будем доверяться только Ему.» Такого рода доверие побуждает ангелов радоваться и доставляет удовольствие Божьему сердцу. Это вера, которая говорит: «Господи, я убежден, абсолютно уверен, что Ты силен спасти меня. Скажи только Слово, и мой кризис будет позади меня. Но, если и не так — я не стану бежать. Я не стану обвинять Тебя в том, что Ты оставил меня одного. Я буду продолжать пребывать в вере и истине. Твои пути — не мои пути, Господи, и моя жизнь в твоих руках. Если Ты и допустишь мне умереть — все же я доверяюсь тебе.»

Вот, что побуждает Христа войти в наш кризис — полное упование, что Он силен спасти и избавить нас из любой беды. Это то упование, которое, что бы не случилось, держит нас в Его руках.

У нас в семье очень много приходят кризисов, но мы взяли за основание место из библии: Псалом 36:5. Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит.

Пожалуйста поймите, что Бог мог спасти этих трех мужей многоразличными способами. Он мог просто переменить намерение Навуходосора или мог устроить им побег. В свое время от опасности бежал Моисей, равно как и Иосиф, и Давид. Однако, эти три Иудейских мужа имели особый вид веры, на который Господь очень быстро реагирует. Они имели веру в Божию верность! Они были уверены, что Он совершит то, что будет благом для них самих и для Его собственной славы. Вот почему вы нигде не находите, что они добивались своих прав. Нет, они со смиренным спокойствием и достоинством пошли в печь, говоря: «Наш Бог силен! Но если бы и не так…» Несомненно, что последняя фраза приведет в возмущение многих людей. Некоторые могут говорить, что это сомневающаяся вера. Мы должны говорить, что Бог силен, и точка, никакое «если» не может быть.

Я в всем сердцем верю, что наш Господь силен. Я верю, что Он может сказать Слово и в одном мгновение спасти любого человека. Тем не менее, учтите следующее: если бы иудейские мужи не были в состоянии сказать «но если бы и не так», если бы у них не было такой веры — что бы они стали делать в критическую для них минуту? Стали бы они протестовать при виде огня? Стали бы они с воплем кричать: «Боже, Ты не сдержал Своего Слова. Ты не оправдал наших надежд»? Нет, они были готовы к смерти! Они могли сказать: «Господи, даже если мне предстоит страдать, если воспламенится мое тело, я уйду с верой в Тебя! Я буду верить Тебе, даже если не получу ответа на мою молитву.» Большинство из нас не имеют такой веры, которая могла бы сказать столь дерзновенные слова, некогда сказанные Иудейскими мужами: «но если бы и не так»! Спрашивается: что мы станем делать, если не получим нашего ответа? Станем ли обвинять Бога в неисполнении Его слова и в не любви к нам ? Какая ведь будет трагедия, если нам придется войти в нашу огненную печь с криком: «Боже, где Ты? Ты оставил меня?» Седрах, Мисах и Авденаго пошли в огонь, но их тела были мертвыми для мира даже прежде этого. Они с радостью представили свои тела в жертву живую и святую. И Христос в буквальном смысле встретил их посреди их кризиса. Какое невероятное воздаяние — иметь рядом Христа в самое тяжелое для нас время.

Возможно, что вы никогда раньше не посвящали своего тела, своего бизнеса, своей семейной жизни, своего кризиса в Божьи руки. Да, мы всегда должны молиться с верой, веря, что Господь ответит, однако, нам надо всецело довериться Ему в нашей сложившийся ситуации и от всей души говорить: «Но если бы и не так, Господи, я все так же буду уповать на Тебя! Господь, Ты силен избавить меня от огненной печи, но если и не так — я пребуду верным Тебе, Господь! Даже если мне предстоит пройти через это ужасное испытание и я буду повержен еще более суровому испытанию — я все предаю Тебе. Только приди и будь со мною!»

Я вам обещаю, Иисус Христос войдет в ваше критическое положение. Он возьмет вас за руку и проведет через огонь. Когда Христос приходит ко мне в моем кризисе, я усматриваю это как самый великий ответ на мою молитву, потому что когда Он приходит, Его присутствие возвышает меня над моей болью, над моей раной, над моим смущением, над моим кризисом, над моими врагами. Когда Христос становится рядом с вами, Он берет вас за руку и наделяет силой!

Аминь.